Айрат Хайруллин: Лучший способ борьбы с ценами - наращивание производства и снижение издержек
В среду, 18 февраля, выступая от фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в ходе пленарного заседания Государственной Думы, первый заместитель председателя комитета ГД по аграрным вопросам Айрат Хайруллин отметил:
— Всех наших избирателей, разумеется, волнует рост цен. Ладно, когда дорожают товары, произведенные за рубежом, но ведь часто люди даже не могут понять: с чего бы это дорожает то, что дорожать, как думают многие, не должно. Например, продовольствие, производимое в стране. Ведь у нас самые большие в мире площади пашни, высокое плодородие и низкая цена на землю. Мы больше всех в мире производим удобрений, по отчетам у нас собран рекордный урожай и вроде бы нет видимых взгляду избирателей причин для подорожания продовольствия. Поэтому мы с вами должны четко понимать причины роста цен (кто выгодоприобретатель?) и способы недопущения роста. Конечно, россияне возмущены случаями роста цен, неподдающимися никакому объяснению. Когда на некоторые виды продовольствия, в том числе на овощи, выращенные в России, цена в течение одного-двух месяцев выросла в два и более раза не из-за роста непрямых издержек, а из-за роста аппетитов логистического звена и ритейла.
Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» ведет постоянный мониторинг цен в регионах и прямой диалог с Правительством. Например, в январе мы приглашали заместителя председателя Правительства Аркадия Дворковича и министра сельского хозяйства Николая Федорова. У нас состоялся обстоятельный разговор касательно причин происходящего и мер, принимаемых Правительством. Для согласования действия мы своих коллег-депутатов делегировали в различные правительственные комиссии, такие как, например, комиссия по АПК.
Лучший способ борьбы с ценами — это наращивание объемов производства и снижение издержек. Тем более, что меньше всех от роста цен на продовольствие выиграли наши крестьяне. Напомню, что зерно — это не только хлеб, но и основа всего животноводства. Анализ, проведенный нами в аграрном комитете, показывает, что затраты на выращивание озимой пшеницы, главной нашей культуры, в 2015 году по сравнению с 2014 годом возросли на 41%, а значит, кроме подорожания, производство потребует на 41% больше ресурсов, чем в прошлом году.
Наибольшее влияние на рост издержек окажут подорожание удобрений и увеличение несубсидированной процентной ставки по кредитам. Поэтому мы благодарны Председателю Правительства Дмитрию Анатольевичу Медведеву — лидеру нашей партии за то, что несмотря на сложности в сбалансировании бюджета, сельскому хозяйству было выделено дополнительно 50 млрд рублей. Правительством был найден механизм и дополнительные ресурсы для удешевления кредитов.
Мы категорически не можем согласиться со ставкой 25–27% годовых на сезонные работы. Ставку кредитования пора снизить, так как ресурсы для банков подешевели. Например, на межбанке деньги подешевели до 14%, ЦБ банкам выделяет ликвидность под 15–16% годовых, население на депозиты несет под 14–16%, поэтому мы считаем, что нет объективных причин кредитовать дороже 20% годовых. Нас удивляет позиция Сбербанка, которому государство постоянно оказывает поддержку, но взамен сегодня Сбербанк предлагает кредитовать посевную под 33% годовых, что даже при компенсации государством 14,69% означает эффективную ставку сельхозпроизводителям в 18,3% годовых. И получить даже столь дорогие кредиты стало очень сложно.
Мы также категорически не согласны с подходами производителей минеральных удобрений. Хочется им напомнить, что все заводы были построены в рамках продовольственной программы СССР для закрытия внутренних потребностей страны. Лишь благодаря тому, что наши крестьяне используют на гектар в 10 раз меньше удобрений, чем в Европе, мы имеем меньшую урожайность и низкую эффективность в сельском хозяйстве.
Текущая ситуация в мире и в стране, в том числе и подорожание импортного продовольствия должны нас заставить пересмотреть подходы в области собственной продовольственной безопасности и исключить зависимость цен на продовольствие от курса валют. Для этого предстоит долгая и серьезная работа в части возрождения собственного семеноводства, генетики, — одним словом, технологий. Поэтому мы никак не можем согласиться с тем, что удобрения для наших крестьян будут продаваться по формуле «экспортная цена минус процент скидки», что означает, всего за год рост цен на удобрение составит 50%.
Сегодня нашим крестьянам, как одолжение, предлагают покупать селитру по 15–17 тыс. рублей за тонну, хотя год назад в январе 2014 года ее закупали за 11400 рублей. Всё сырье для производства добывается и поставляется внутри страны за рубли, производственная себестоимость возросла всего на 7–8%, поэтому справедливым антиинфляционным ценообразованием является цена на удобрения в январе 2014 года плюс инфляция, что соответствует сегодня 13–14 тыс. рублей за тонну аммиачной селитры в регионах.
Уважаемые коллеги, с целью недопущения роста цен на полках мы должны анализировать всю цепочку ценообразования и выстраивать наш внутренний российский рынок!